среда, 23 января 2013 г.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ "МЕНЕДЖМЕНТ" ИТТСУ МГУПС МИИТ

Дистанционное  и электронное обучение
В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет-технологий, происходит бурное развитие дистанционного обучения.
Обучение по переписке было одной из ранних форм дистанционного образования в девятнадцатом и начале двадцатого века. С возникновением радио и телевидения начались эксперименты по расширению содержания курсов за счет использования новых средств. Ограничивающим фактором этих ранних форм дистанционного образования являлся однонаправленный формат доставки информации, и как следствие - недостаток интерактивности во взаимодействии студентов с инструктором.
В восьмидесятые годы развитие технологии в области телевидения и радиовещания позволило крупным корпорациям и военным ведомствам использовать спутниковую и проводную передачу данных в качестве эффективного способа обучения персонала, находящегося в различных пунктах расположения. В последнее десятилетие с развитием персональных компьютеров и Интернета дистанционное образование стало доступно для индивидуальных целей, так же как и для корпораций. В настоящее любые слои общества имеют беспрецедентные возможности получения образования, благодаря основанным на использовании Интернет курсам и возможности взаимодействия в глобальном масштабе.
Потребность и необходимость учиться будет способствовать дальнейшему росту дистанционного обучения. Чтобы преуспеть в современной, основанной на знаниях экономике, просто каждому необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и уровень квалификации. В ответ на потребности к обучению созданы интерактивные, основанные на сетевом взаимодействии системы обучения. Развиваются также другие передовые технологии. Виртуальные классы будут играть ведущую роль в удовлетворении потребности в непрерывном образовании - соглашаются эксперты.
Что же следует понимать под дистанционным обучением? Важно отметить, что в этом вопросе нет единства, и авторами по-разному трактуется данное понятие.
Например, по мнению М.Б.Львовского, дистанционное (дистантное) обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[1][2]. Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством[3].
Наряду с понятием дистанционное обучение часто применяется понятие e-learning. Термин е-learning, означает e-(lectronic) - электронное learning – обучение. Е-(lectronic) learning (электронное обучение) представляет средства, с помощью которых обеспечивается доступ к учебным материалам. Это могут быть web технологии (on-line обучение), либо мультимедийные платформы  CD-ROM или DVD  (off-line обучение).
E-learning - структурированное, целенаправленное использование компьютерных технологий для поддержки процесса обучения, основано на сетевых технологиях, является интеграцией учебных методик и возможностей Интернет-технологий, что позволяет направить обучаемого к заданному уровню мастерства. Существуют различные практики написания термина E-learning: E-learning, e-learning, eLearning, и Elearning, любая из них является корректной.
Альтернативным термином используемым в сфере электронного обучения, является аббревиатура WBT - web based teaching – реже web based training - обучение основанное на веб технологиях, или on-line обучение. Так же, корректным по отношению к электронному обучению является использование термина дистанционное обучение. Рядом авторов отмечается, что ассортимент средств дистанционного обучения шире и выходит далеко за пределы электронного обучения. Вместе с тем, допускается не делать большой разницы между этими понятиями[4].
Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. В настоящее время - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.
Среди преимуществ дистанционной формы обучения выделяют:
·         обучение в психологически комфортной, привычной для вас обстановке за вашим компьютером.
·         индивидуальные сроки и темп обучения.
·         высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя.
·         преодоление территориальных и временных ограничений.
Дистанционное образование
Дистанционное образование тесно связанно с дистанционным обучением.
Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учебное заведение), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен учащийся)[5].
Дистанционное образование - это термин, которые используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации, заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит очном обучении. Для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту[6].
В Концепции создания и развития дистанционного образования в РФ приводится следующее определение: «Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.»[7]
Дистанционное образование становиться чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучающиеся дистанционно, могут выбирать удобное для себя время занятий согласно собственному расписанию.
По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: web-чат, ICQ, IRC (Internet Relay Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции, вебинары, видеолекции.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей).
Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
В последнее время Интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Широкое внедрение Интернет-технологий в учебный процесс обусловлено следующими основными тремя обстоятельствами:
1) техническое развитие Интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;
2) простота подключения к сети интернет;
3) относительно низкая стоимость подключения к Интернет.
1.2. Преимущества дистанционного обучения
Без сомнения, дистанционное образование не решает всех проблем образования, однако в ряде случаев посредством новых информационных технологий дистанционное образование позволяет решить ряд важных проблем высшего образования. Рассмотрим объективные причины, которые позволяют говорить в пользу выбора дистанционного обучения по сравнению с традиционными способами образования [8].
Стоимость обучения. Если сравнивать затраты на обучение по традиционным формам образования и затраты на дистанционное обучение, то можно прийти к выводу, что дистанционное обучение обладает рядом преимуществ. Так, например, из общих расходов на обучение можно вычесть расходы на проезд к центру обучения и проживание на период обучения. Кроме того, время для изучения материала выбирается студентом самостоятельно, что позволяет человеку более гибко использовать свое время, значительно экономить его для других важных дел. И, наконец, себестоимость дистанционного обучения существенно ниже, поскольку главным фактором себестоимости является оплата труда преподавателей, которая зависит от соотношения «количество студентов на одного преподавателя». В случае дистанционного обучения это отношение может быть сильно изменено в сторону увеличения количества студентов на одного преподавателя.
Однако с другой стороны дистанционное обучение требует серьезных начальных капиталовложений и трудозатрат преподавателя, направленных на создание учебных материалов и информационной инфраструктуры.
Возможность выбора собственных темпов обучения. При дистанционном обучении учебные материалы, тесты и экзамены доступны студенту в любое время. Он может самостоятельно выбирать время и объем изучаемых материалов. Это особенно выгодно для людей, уже имеющих базовый уровень образования и решивших расширить свои знания.
Отсутствие территориальных ограничений для обучения. Студент не ограничен территориально тем местом, где он должен получать образование. Существует одно ограничение – возможность доступа к среде передачи информации и среде взаимодействия. Так, например, видео- и аудиокассеты с учебным материалом могут быть просмотрены студентом в любом месте, где есть аудио- и видеоаппаратура. Электронные курсы и тесты на базе Интернет-технологий можно изучать в любом месте, где есть доступ к сети Интернет. Обычные книги и брошюры могут быть получены студентом по обычной почте в любом доступном почтовом учреждении. Такое разнообразие сред передачи информации при дистанционном образовании позволяет студенту самостоятельно выбирать наиболее удобные и территориально доступные для него средства доступа к этим средам.
Разнообразие средств и способов обучения. В дистанционном обучении обучаемый может иметь возможность самостоятельно выбрать, каким способом он будет изучать ту или иную дисциплину. Возможно, кто-то сначала захочет познакомиться с видео материалами, затем изучить теорию, закрепив тестом на практике, а кто-то все сделает наоборот, начнет с тренировочного теста, чтобы осознать объем необходимых знаний, затем изучит эти знания на основе теоретических материалов, а потом просмотрит практические примеры на видео.
Получение дополнительных знаний в новых информационных технологиях. Студентам, обучающимся по дистанционным программам, приходится иметь дело с новейшими технологиями представления и обработки информации, такими как компьютерные технологии, видео-аудио технологии, широковещательные кабельные и спутниковые системы, Интернет и пр. Поэтому им невольно приходится осваивать эти технологии, получая дополнительные навыки и умения, которые значительно повышают общеобразовательный и технический уровень студента.
Доступ к престижным университетам, образовательным программам, курсам. Студент, получающий образование классическим способом или же работник какой-то компании может быть заинтересован в параллельном изучении определенных курсов, дисциплин, программ в другом учебном заведении. Технология дистанционного образования позволяет ему достичь такой цели и параллельно изучать несколько дисциплин в различных учебных заведениях.
Дистанционное обучение значительно расширяет возможности традиционного аудиторного обучения (тренингов и семинаров). Рассмотрим основные пути использования возможностей дистанционного обучения[9].
1.2.1. Использование возможностей дистанционное обучения для усиления эффекта аудиторного обучения.
В этом случае дистанционное обучение проводится перед началом обучения персонала (тренинга, семинара). Цель упреждающего дистанционного обучения заключается в том, чтобы предварительно ввести слушателей в тему и выровнять предварительную подготовку слушателей перед аудиторным обучением. Такой подход позволит сэкономить время аудиторного обучения (тренинга или семинара) и создать более конструктивную атмосферу в ходе обучения.

Рис. 1. Применение дистанционного обучения для усиления эффекта аудиторного обучения.
Источник: Применение дистанционного обучения [Электронный источник] http://www.smart-edu.com
Использование возможностей дистанционного обучения для удовлетворения локальной потребности в обучении.
В этом случае дистанционный курс представляет собой краткосрочную программу (обычно от получаса до четырех часов), которая посвящена одной группе навыков. Еще одной областью применения коротких локальных курсов является обучение на курсах повышения квалификации, в частности, посвященное корпоративным акциям и локальным изменениям в организации.
Рис. 2. Использование возможностей дистанционного обучения для удовлетворения локальной потребности в обучении.
Источник: Применение дистанционного обучения [Электронный источник] http://www.smart-edu.com
1.2.3. Использование возможностей дистанционного обучения для организации смешанного обучения.
Смешанным называют обучение осуществляемое в структуре рабочего процесса. Программа смешанного обучения разделена на последовательные микромодули. Пройдя микромодуль на своем рабочем месте, слушатель может тут же воплотить полученные знания на рабочем месте. При необходимости слушатель может вернуться к материалу дистанционного модуля и повторить обучение. Минимальный разрыв между дистанционным обучением и применением на практике полученных навыков позволяет добиться максимальной эффективности в обучении на рабочем месте.
Рис. 3. Использование возможностей дистанционного обучения для организации смешанного обучения.
Источник: Применение дистанционного обучения [Электронный источник] http://www.smart-edu.com
Основы успешного дистанционного образования
Существуют три основные характеристики качественной программы дистанционного образования для взрослых студентов:
Структура курса
Качественная программа дистанционного образования не просто копирует программу лекций, предоставляя возможность прочитать их на экране компьютера. Вместо того, чтоб просто дублировать программу очного обучения, курс должен быть тщательно организован таким образом, чтобы целенаправленно вовлекать студента. При этом, многие учащиеся начинают чувствовать, что они больше вовлечены в процесс обучения, чем они когда либо были вовлечены, обучаясь очно. Структура курса должна предоставлять вам большие возможности управлять процессом обучения, чем это было бы возможно при дневной форме обучения. Курс должен быть сконцентрирован на учащемся, позволяя студенту устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам.
Средства и способы коммуникации
Программа дистанционного образования может предполагать целый набор способов доставки информации, включая обычную почту, телефон| и факс, Интернет, электронную почту, интерактивное телевидение, телеконференции, а также аудио и видео конференции. Способы связи должны максимально соответствовать удобному для вас стилю обучения. Курсы обучения могут быть синхронными или асинхронными.
Синхронные курсы требуют одновременного участия преподавателей и студентов и их взаимодействия в реальном времени. Средства доставки информации в этом случае включают интерактивное телевидение и видеоконференции. Асинхронные способы, в противоположность синхронным, отличаются большой гибкостью и дают возможность студенту выбирать удобное для него время работы над материалом курса. Программы, использующие асинхронные способы взаимодействия предполагают использование Интернета, электронной почты, видеокассет и обычной почты.
Поддержка и контакт со студентами
В противоположность представлениям многих, студенты обучающиеся по хорошей программе дистанционного образования не должны чувствовать себя изолированными друг от друга. Качественная программа подразумевает множество способов и приемов для создания настоящей атмосферы взаимодействия. Хорошая дистанционное обучение создает ощущение того, что факультет легче доступен, чем при обычной форме обучения. Убедитесь в существовании онлайновой поддержки, чатов и форумов, онлайновых информационных досок, онлайновых магазинов и других средств консультирования и поддержки студентов.
Типы программ дистанционного образования
Учебные заведения, предлагающие программы дистанционного образования можно разделить на три категории:
«Натуральные» дистанционные университеты, т.е. учебные заведения, предлагающие программы обучения на степень бакалавра и магистра и имеющие необходимую государственную аккредитацию[10].
Провайдеры корпоративных тренингов и/или курсов повышения квалификации. Такие организации проводят тренинги, программы, ведущие к получению сертификата и прочие образовательные программы предназначенные для развития каких-либо профессиональных навыков. Как правило, в данном случае используются не аккредитованные программы, формируемые в соответствие с индивидуальными требованиями клиентов.
Традиционные университеты, предлагающие онлайновое обучение. Многие традиционные университеты и колледжи в последнее время стали предлагать свои программы в онлайновом режиме, расширяя таким образом перечень предлагаемых программ обучения. К сожалению, очень немногие традиционные университеты и колледжи предлагают полные и целостные онлайновые варианты своих программы.
За и против дистанционного образования
Дистанционное образование имеет больше общего с технологией или образованием?
Хотя, именно технология обусловила рост дистанционно образования, делая возможным для многих людей продолжить образование - это касается людей, живущих в удаленных районах, людей с физическими проблемами, а также тех, чье расписание не позволяет им посещать традиционные основанные на присутствии в классе занятия.
Дистанционное обучение ограничивает общение с людьми.
Совсем наоборот. При том, что дистанционное образование может предполагать расположение участников на разных континентах, многие подтверждают, что получают намного больше индивидуального внимания и возможностей взаимодействовать с инструктором и сокурсниками, чем это было возможно в обычных условиях. Качественная дистанционная программа вовлекает учащихся с помощью групповых проектов и онлайновых дискуссий. При этом преподаватели своевременно отвечают на ваши вопросы и регулярно оценивают вашу работу, а студенты имеют множество возможностей для взаимодействия друг с другом.
Степень университета полученная дистанционно - это лишь декорация.
Несмотря на распространенное мнение, что классная комната/ аудитория - это лучшее место для учебы, исследования показывают, что дистанционное образование может быть столь же эффективно, а иногда - более эффективно, чем дневная форма обучения с регулярным посещением классных занятий.
При оценке качества программы высшего образования очень важно понять схему аккредитации интересующего вас учебного заведения. При этом, одна и та же схема аккредитации может применяться к дистанционным и традиционным вузам, что означает, что оба этих учебных заведения соответствуют одним и тем же стандартам.
Размышляя о качестве программ, примите во внимание еще вот какой фактор: в силу своей специфики, качественные дистанционные программы высшего образования требуют более высокого уровня самодисциплины и мотивации, чем большинство традиционных программ. Поэтому, степень, полученная в аккредитованном университете дистанционного образования указывает на то, что студент высоко организован и целеустремлен.
Дистанционное образование дается легко.
Дистанционное образование накладывает определенную ответственность на учащегося. В условиях классных занятий, необходимость выдерживать стандарты перед лицом сокурсников является уже сама по себе мотивирующим фактором. При дистанционном обучении этого стимула нет - зачисление на курс и успешное завершение курса целиком зависит только от самого студента. Дистанционное образование подходит мотивированным, взрослым студентам, которые готовы ответственно заниматься без лишних напоминаний со стороны сокурсников и преподавателя.
Отличие дистанционного (электронного) курса обучения от традиционного учебника или учебника в HTML исполнении
Рассмотрим основные технологические возможности, которые могут быть реализованы при проектировании курса дистанционного обучения[11].
Цель курса. Перед любым дистанционным курсом стоят конкретные цели. Обычно это обозначено как «после завершения курса слушатель должен знать, уметь и др.». Цель дистанционного курса разбивается на несколько более мелких целей, каждая из которых отвечает за конкретную группу знаний и навыков. В рамках дистанционного курса существует возможность автоматически отслеживать эффективность достижения каждой сформулированной цели, связывая ее с конкретными заданиями и оценками курса. Таким образом, после завершения курса мы можем получить не просто общую оценку, а понять, что именно слушателю давалось наиболее легко, а где он нуждается в дополнительном обучении.
Управление вниманием. Электронные технологии обучения позволяют использовать самые различные элементы для управления вниманием слушателя в ходе прохождения дистанционного курса. Это могут быть различные графические элементы, анимация, аудио, видео, запрограммированное взаимодействие объектов. Благодаря этим возможностям обеспечивается концентрация внимания слушателя на тех элементах дистанционного курса, которые определены разработчиком.
Диалог является одним из основных элементов обучения. Электронные технологии дистанционного обучения позволяют реализовать интеллектуальную концепцию диалога используя многолинейный сценарий общения слушателя и системы. Многолинейный –означает, что слушателю дается определенная свобода в рассуждениях, но в любом случае курс приведет его к поставленной ранее цели.
Вопросы (тестирование). Классическими типами вопросов в структуре дистанционного курса являются следующие:
•           multiple choice (выбор одного варианта из нескольких)
•           multiple select (выбор нескольких вариантов из нескольких)
•           ordered items (расстановка вариантов в правильном порядке)
•           numerical fill-in-blank (ввод числового значения)
•           text fill-in-blank (ввод текстового значения)
•           matching pairs (парное соответствие)
Этого разнообразия достаточно, чтобы реализовать задачу или тест практически любой сложности.
Обратная связь. Практика показывает, что после прочтения страницы текста читатель (слушатель) усваивает менее 60% идей, которые хотел донести автор. Для того чтобы увеличить эффективность, вы можете несколько раз прочитать текст. Но, честно говоря, говорить о том, что вы усвоили знание на 100% не приходится – ведь автора нет радом, и он не сможет этого подтвердить.
Для контроля и коррекции получаемых знаний существует механизм обратной связи. Именно благодаря этому механизму система понимает движетесь вы в соответствии с целями, намеченными в дистанционном курсе, или начали отклоняться.
Выглядит этот механизм очень просто. В структуре курса используются промежуточные тесты и вопросы для самопроверки. В самом простом случае система просто знает правильный ответ, и в случае, если вы дали неправильный ответ система не просто скажет вам «неправильно!», но и может дать расширенный комментарий «почему именно этот ответ неправильный». Автор дистанционного курса может сделать систему обратной связи более разнообразной и интеллектуальной. Другими словами автор может предположить несколько вариантов ответа, каждый из которых предполагает некое соотношение правильно усвоенных идей и распространенных ошибок. В этом случае каждый ответ может быть снабжен своим комментарием направленным на преодоление именно того ошибочного суждения, к которому пришел слушатель дистанционного курса.
Симуляции. Симуляция является способом учебной имитации рабочей ситуации. Автор дистанционного курса на этапе проектирования курса создает некий сценарий, в котором должен принять участие (совершить действия, ввести данный и т.д.) слушатель. Сценарий построен таким образом, что слушатель продвигается по нему в случае совершения правильных действий. По ходу выполнения действий слушатель дистанционного курса может получать комментарии и рекомендации. Разумеется, это не тренинговая ситуация, но формирование, таким образом, первичного (необходимого) представления о навыке может быть достаточно эффективным.
Перечисленные особенности применения электронных обучающих технологий позволяют превратить дистанционное обучение в достаточно эффективный инструмент обучения (что существенно отличает дистанционный курс от электронной книги или странички сайта с необходимой информацией).
Практика применения дистанционного обучения в учебном процессе кафедры «Менеджмент» ИТТСУ МГУПС МИИТ
В учебной практике кафедры «Менеджмент» разработаны и успешно применяются три дистанционных курса для очной и очно-заочной форм обучения по направлениям 080200.62 Менеджмент и 080400.62 Управление персоналом:
·         Экономика, электронный адрес Интернет ресурса http://economics-miit.blogspot.ru/;
·         Экономическая теория, электронный адрес Интернет ресурса http://economics-miit.blogspot.ru/;
·         Корпоративный менеджмент, электронный адрес Интернет ресурса http://corp-management-miit.blogspot.ru/.
Ключевой задачей применения дистанционного обучения при изучении перечисленных дисциплин является усиление эффекта аудиторного обучения при переходе к системе бакалавриата. Дело в том, что обучение по системе бакалавриата предусматривает сокращение часов аудиторных занятий при значительном увеличении часов на самостоятельную подготовку студента. В частности, по дисциплинам экономика и экономическая теория аудиторные часы сокращены в два раза (составляют 50%) по сравнению с часами, выделяемыми ранее на подготовку специалиста того же направления и профиля. При этом часы на самостоятельную подготовку увеличены на  100%.
Указанные курсы дистанционного обучения реализуют следующие возможности дистанционного обучения.
Цель курса. Дистанционные курсы привязаны и соответствуют текущим рабочим программам соответствующей учебной дисциплины, утвержденной в установленном порядке. Таким образом, цель курса дистанционного обучения соответствует цели освоения учебной дисциплины. Каждому разделу учебной дисциплины соответствуют обучающие средства, направленные на приобретение студентом в процессе обучения конкретных компетенций. Система практических заданий и тестов позволяет преподавателю отслеживать в режиме on-line качество и эффективность освоения материала и достижения целей обучения.
Управление вниманием. Для управления вниманием в процессе прохождения дистанционного курса обучения применяются:
·         видеолекции – презентации важнейших ключевых положений дисциплины и графических материалов с закадровыми объяснениями преподавателя;
·         рабочие материалы (документы Microsoft Word, Microsoft Power Point), ссылки для скачивания которых размещены на перечисленных выше учебных Интернет ресурсах соответствующих курсов ДО. Такие материалы предназначены для самостоятельного изучения и проработки слушателем.
Диалог обеспечивается посредством выполнения студентом практических заданий, в процессе выполнения которых учащемуся предоставляется возможность написать свое мнение по обозначенным в задании темам для обсуждения. Все вопросы, возникающие в ходе самостоятельной работы, студент может задать преподавателю письменно на электронный адрес или устно по Skype.
Тестирование. Изучение каждого раздела учебной дисциплины, которому соответствуют видеолекции и практические задания завершается тестированием. В процессе разработки тестов использованы все классические типы вопросов, перечисленные в разделе 1.6.
Обратная связь. Наряду с тестированием, по итогам изучения каждого раздела дисциплины, проводятся групповые аудиторные занятия, на которых закрепляются знания и навыки, полученные студентом в ходе дистанционного обучения. Такие занятия предусматривают проведение обсуждений, дискуссий, рассмотрения кейсов, имитирующих практическую деятельность. Кроме того качество освоения материала учащимися контролируется посредством группового тестирования студентов в аудитории 2-3 раза за весь процесс обучения.
Остановимся на рассмотрении общих принципов, использованных при разработке перечисленных курсов дистанционного обучения.
·         Использование бесплатных Интернет ресурсов: разработка сайта на бесплатном ресурсе (блоггер: http://www.blogger.com/home), не требующем регистрации доменного имени, размещение файлов на бесплатных хранилищах (хостинги: http://narod.yandex.ru, http://video.yandex.ru/, Яндекс диск) и др.
·         Доступность для преподавателя создать и применять дистанционный курс обучения исходя из его видения, приоритетов, предпочтений, особенностей дисциплины и навыков работы в Интернет.
·         Отсутствие в необходимости специальных знаний в области программирования и информационных технологий у преподавателя, желающего разработать и применять курс дистанционного обучения по своей дисциплине.
·         Стремление преподавателя к изучению и освоению новых технологий в учебном процессе с использованием Интернет.


Использованные источники
1.     Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз России. – М.: НИИВО, 1995.
2.     Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений – М.: Издат. Центр «Академия», 2007. – 368 с. [Электронный источник] http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=190
3.     М.Б. Львовский «О дистанционном обучении» [Электронный источник] http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm
4.     Термины и определения дистанционного обучения. Лаборатория дистанционного обучения РАО [Электронный источник]  http://distant.ioso.ru/do/termin.htm
5.     Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 416 с.- стр. 17
6.     Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров ; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2006.[Электронный источник] www.academia-moscow.ru/off.../fragment_4773.pdf
7.     Дистанционное обучение что это? [Электронный источник] http://www.7ya.ru
8.     Современные системы дистанционного образования [Электронный источник] http://icc.mpei.ru/documents/00000814.pdf
9.       Дистанционные курсы [Электронный источник] http://www.smart-edu.com/distantsionnoe-obuchenie/distantsionnye-kursy.html
10.  Электронное обучение e-learning [Электронный источник] http://www.smart-edu.com/distantsionnoe-obuchenie/e-learning-elektronnoe-obuchenie.html
11.    Применение дистанционного обучения [Электронный источник] http://www.smart-edu.com
12.  А.В.Хуторской. Современная дидактика: Учебник для вузов. Cерия "Учебник нового века", Изд. "Питер", Санкт-Петербург, 2001, 544с. с илл.
13.  А.В.Хуторской. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. ИОСО РАО, М., 2000, 304 с.
14.  На урок - в интернет! Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года". Под ред. А.В.Хуторского. ИОСО РАО, М., 2000, 299 с.



[1] Термины и определения дистанционного обучения. Лаборатория дистанционного обучения РАО [Электронный источник]  http://distant.ioso.ru/do/termin.htm
[2] Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 416 с.- стр. 17
[3] Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров ; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2006.[Электронный источник] www.academia-moscow.ru/off.../fragment_4773.pdf
[4] Электронное обучение e-learning [Электронный источник] http://www.smart-edu.com/distantsionnoe-obuchenie/e-learning-elektronnoe-obuchenie.html
[5] М.Б. Львовский «О дистанционном обучении» [Электронный источник] http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm
[6] Дистанционное обучение что это? [Электронный источник] http://www.7ya.ru
[7] Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз России. – М.: НИИВО, 1995.
[8] Современные системы дистанционного образования [Электронный источник] http://icc.mpei.ru/documents/00000814.pdf
[9] Применение дистанционного обучения [Электронный источник] http://www.smart-edu.com
[10] Дистанционное обучение что это? [Электронный источник] http://www.7ya.ru
[11] Дистанционные курсы [Электронный источник] http://www.smart-edu.com/distantsionnoe-obuchenie/distantsionnye-kursy.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий