воскресенье, 10 мая 2015 г.

Как построить в России работающий учебный центр

Общий уровень знаний в области интернет-маркетинга весьма низкий, утверждаетСтанислав Корольков. Неудивительно, ведь в вузах такой специальности не учат. Что можно сделать, чтобы увеличить количество специалистов в отрасли, – читайте в статье.

В сфере интернет-маркетинга уже не первый год обострена кадровая проблема – на рынке недостаточно квалифицированных специалистов. Отрасль постоянно меняется, государственное образование в ней отсутствует, экспертизой обладают немногие, а формат экспресс-обучения, существующий на рынке, дает лишь общее представление, а невысокий уровень знаний. Поэтому вместе с Российским экономическим университетом имени Плеханова в 2014 году мы открыли учебный центр, слушатели которого проходят комплексное практическое обучение у профессионалов интернет-маркетинга и по завершении курсов получают удостоверение государственного образца.

Конечно, сразу возникает вопрос: что мешает выращивать специалистов в стенах компании? Зачем идти вовне, тратя на это столько усилий? Ответ прост: внутри компании беспрерывно проходит процесс обучения сотрудников, однако это не решает главную проблему – общий уровень знаний рынка не растет. Неквалифицированные кадры наносят удар по всей отрасли: например, владелец сайта, пострадавшего в результате действий неграмотного SEO-шника, будет считать, что поисковая оптимизация – неэффективный канал рекламы, на который не стоит тратить деньги. Вместо того чтобы переубеждать таких людей, лучше работать на опережение и повышать уровень знаний рынка.
Старт нашего учебного центра пришелся на нелегкое время – начало кризиса. Учебному центру пророчили провал, но обошлось. Более того, за это время мы добились высокого качества и репутации, и сегодня не ощущаем недостатка в желающих учиться. Поэтому хотим поделиться простыми советами, которые помогут образовательному центру не просто выжить, а развиваться и расти в это нелегкое время.

1. Искать заинтересованных

Учебный центр начинается с подготовки программы курса, для создания которой нужно заранее понять, на какую целевую аудиторию она рассчитана. Хорошо сегментированная аудитория – залог успеха, мы выделяем три наиболее емкие группы.
1) Люди, не обладающие знаниями в сфере интернет-маркетинга, но стремящиеся их получить, чтобы, в перспективе, сменить профессию или расширить круг компетенций.
2) Продвинутые пользователи, которые приходят на курсы, чтобы структурировать уже имеющиеся знания, либо чтобы узнать что-то новое и получить полезные знакомства.
3) Собственники бизнеса – им интересна «внутренняя кухня» интернет-маркетинга, чтобы понять, как взаимодействовать с подрядчиками, как и на чем сэкономить при проведении рекламной кампании, какие процессы наладить «in-house», а какие отдать подрядчику.
Большая часть слушателей – представители первых двух групп, поэтому при разработке учебной программы ориентируемся именно на них. Однако задачу усреднения уровня знаний этот подход все равно не решает. Сделать так, чтобы «продвинутым» было нескучно, а «начинающим» – все понятно, помогают предварительные индивидуальные интервью, выявляющие знания и потребности каждого студента. Еще один инструмент – вводные занятия, наполненные многочисленными примерами, на которых точно никто не скучает.

2. Менять программу

Подготовьтесь к тому, что программу обучения придется менять из-за следующих обстоятельств:
1) Перемены в отрасли. Нельзя игнорировать, например, внедрение «Яндексом» алгоритма «Минусинск», запускGoogle алгоритма mobile-friendly, изменение структуры новостной ленты Facebook. Отставание от подобных нововведений негативно скажется на процессе обучения, и воспитать профессионалов точно не получится. Так что, хочешь давать актуальные знания – своевременно внедряй изменения.
2) Отсутствие целостной картины. Нам пришлось переписывать почти готовый курс по контекстной рекламе, так как тестовые лекции курса показали, что программа не формирует цельного представления о предмете изучения. У слушателей неизбежно возникали вопросы, например, почему преподаватель говорит о ремаркетинге и решил затронуть вопрос сегментирования, как это связано с озвученной ранее информацией? Проведенный анализ показал, что первоисточник проблемы, как ни странно, высокий уровень преподавателей: при подготовке лекций они исключали погружение в некоторые базовые основы.

3. Давать обратную связь

Выяснить, насколько органично изменения вписались в программу курса, помогает обратная связь со студентами, существование которой поддерживает открытость руководства и преподавательского состава учебного центра. Кроме традиционных вопросов на лекциях, сообщений в социальных сетях и телефонных звонков в учебный центр, мы стали использовать онлайн-дневники, которые ведут наши студенты. В своих соцсетях они делятся впечатлениями от каждой лекции, а мы получаем «взгляд со стороны».
Еще один способ понять, успешно ли внедрены изменения – проанализировать успеваемость студентов. Если у 90% слушателей разбираемый материал вызывает затруднения, значит что-то пошло не так, и, возможно, следует внести коррективы в программу. Например, ввести больше практических заданий, основанных на реальных кейсах.

4. Вовлекать студентов

Еще одна проблема, с которой сталкивается любой учебный центр – вовлечение студентов в рабочий процесс. Ее мы решили, предприняв четыре шага, который позволил заинтересовать до 90% слушателей:
  • Во-первых, максимально персонализировали каждый курс. Даже если в группе обучается более 20 человек, к каждому можно найти подход. Например, индивидуальные вебинары, закрытые группы в социальных сетях, где студенты могут задать вопросы любого уровня сложности и вести дискуссии с преподавателями.
  • Во-вторых, сконцентрировали студентов на практике. У большинства слушателей есть собственные проекты, а преподаватели в рамках занятий дают советы по их улучшению.
  • В-третьих, поддержали здоровую конкуренцию, одним из инструментов которой стали рейтинги успеваемости. Лучшие студенты награждаются грантами, углубленными индивидуальными консультациями, проходят стажировку в лидирующих компаниях отрасли и, впоследствии, получают предложения о трудоустройстве. Так, на сегодняшний день 45% выпускников работают в компаниях «Блондинка», Media Instinct Group, К50.
  • В-четвертых, игнорировали социальный статус слушателей. Например, среди студентов есть заместитель генерального директора «Спасских ворот», начальник отдела маркетинга ВТБ, однако отношение к ним такое же, как к владельцу небольшой домашней пекарни или молодого интернет-магазина. Неважно, с какими знаниями пришел студент, главное, чтобы при завершении курса они соответствовали нашей образовательной программе.

Подводя итоги, хочется напомнить, что учебный центр, работающий по грамотно составленной и соответствующей профессиональным реалиям программе, выпускает не просто специалистов, а настоящих экспертов. И чем их больше, тем выше уровень знаний всей отрасли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий